Закрыть меню

       

       Братовка – центр Братовского сельского совета. Возникло село в конце 17 века. Ранее село называлось Новознаменское, находящееся направо от Скопинской дороги, при речке Московой Рясе, до построения в нем отдельной церкви, в качестве деревни входило в состав прихода к селу Нарышкино. Первоначальное построение церкви в честь Знамения Пресвятой Богородицы относится к началу 18 века. Вначале церковь была деревянной, со временем она пришла в такую ветхость, что ее запечатали, и отдельный причт был упразднен. Когда владельцем села стал помещик Алексей Фокич Кареев не известно. Но известно, что в 1791 году он начал строить каменную церковь с приделами Покровским и Алексеевским. В 1803 году Кареев подал прошение разобрать деревянную церковь, так как оба придела в новой церкви были освящены и в 1804 году ее разобрали. Точное время освящения настоящей церкви неизвестно.


        Церковной земли при ней состояло по размежеванию 1878 года, уса-дебной – 2 десятины и пахотной 34 десятины. В приходе, состоящем из одного села в 1885 году при 264 дворов числилось м.п. – 844, ж.п. – 806, в том числе грамотных только 64 человека. Школа существует с 1877 года. В 1882 году учащихся в ней состояло 15 мальчиков. Прихожане, благодаря крайне - недостаточному наделу, жили очень бедно, многие побирались даже в урожайные годы, а при не урожае побирались более половины прихожан.


        По штату 1873 года было положено 1 священник и один псаломщик. Из священно – служителей Знаменской церкви известны: Косма Фёдоров - умер в 1734г.; Иаков Космин - родился в 1734г.; Евоилий Алексиев упоминается с 1791 – 1806г. Феодор Тимофеев с 1806 – 1822.; Николай Иоаннов Протопопов с 1822 – 1868г. Павел Георгиев Ремезов с 1868 – 1873г.; Кондрат Павлов Ремезов с 1873 – 1884г.; Михаил Иоаннович Полянский с1884 - -1887г.; Алексий Михайлович Львов с 1887г. По архивным книгам известно, что в 1898 году Беляев И. С. состоял диаконом церкви села Братовка Раненбургского уезда, Чучкин (Чучукин) Алексей Николаевич - состоял священником церкви села Братовка в 1912 году священником, в Братовской церкви по переписным книгам 1914 года состоял Веселов Василий Павлович.


        Жители села занимались ремеслом по изготовлению одежды – портновским и плотничьим ремеслом. Большинство работающих портных работали в зимнее время. В селе существовали конторы московских фирм, которые раздавали портным на дом готовый, то есть раскроенный материал для платья и по окончании работы принимали от них платье в готовом виде. Такое положение ремесла вызвала широкое применение портными швейных машин. Второй вид портновского мастерства существенно разнится от первого. В данном случае, портной шьёт на определенных заказчиков, чаще всего на дому у последних, так как в родном селе не было портновской работы. Постоянные переезды с одного места на другое не позволяли портным применять швейные машины, и им чаще всего приходилось работать на руках. Некоторые портные приспосабливались переезжать с места на место вместе со швейными машинами. Таким же способом ремесленники-плотники ездили по сёлам в поисках работы. Таким образом, приходилось зарабатывать на со-держание своей семьи. По итогам всесоюзной переписи населения 1859 года население села Братовка составляло 1504 человека.


       Помещик Алексей Фокич Кареев прославился как селекционер, заводчик борзых собак. На псарне Кареевых была создана знаменитая братовская порода борзых. Родился Алексей Фокич в 1747году в семье поручика Ф.М. Кареева, воеводы г. Венева и княжны П.И. Кропоткиной. Прослужив несколько лет в Черниговском полку и выйдя в отставку прапорщиком, Алексей Фокич поселился в покупном сельце Братовка Раненбургского уезда Рязанской губернии. Страстный псовый охотник, он со временем занялся выведением борзых собак, ровняясь в этой затее на своих соседей князей Барятинских и барона Дельвига. Дело Алексея Фокича продолжили старший сын Николай Алексеевич, а затем и внук Алексей Николаевич Кареев, вступивший во владение Братовкой в 1846году. Именно Алексей Николаевич доводит братовскую свору борзых до изумительного совершенства и слава о них загремела « во все концы охотничьего мира России». Русские борзые кареевской породы Наян и Вихра дали целую линию выдающихся борзых, вызывающих общее восхищение на первых пяти московских очередных выставках в 70 годах 19 века. Алексей Николаевич Кареев стал прообразом героя «Записок мелкотравчатого» Е.Э. Дриянского, который не раз посещал Братовку и многие свои страницы посвятил А.Н. Карееву. Колоритно описан и легендарный ловчий Феопен, полвека командовавший на братовской псарне. Со смертью Алексея Николаевича около 1874года, знаменитая охота распалась. Сохранить знаменитую породу борзых пытались его дети Сергей и Николай, а также племянник Сергей Сергеевич Кареев. Сергей Сергеевич известный как автор книги: «Сто лет кареевской охоты». Он слыл в охотничьих кругах опытным собаководом - практиком. Многие его собаки пользовались неизменным успехом, удостаивались высоких наград на московских выставках.


        Род Кареевых известен на Рязанской земле сначала 14 столетия, они много и славно служили Отечеству во все последующие века.


        Известно упоминание в 1858г 10 марта с. Новознаменское Раненбургского уезда о неповиновении крестьян помещику майору А.Н. Карееву, которые отказались выполнять «господские работы». Помещик написал письмо земскому исправнику о неповиновении. Разнеслись лживые слухи о предоставлении крестьянам «вольности».


        Еще известно выступление крестьян села против эксплуататоров в годы первой революции. 12мая 1905года крестьяне села разгромили усадьбу богача Никитина.


        Воскресенское - упоминается в исторических документах с 1771 года, деревня Братовского сельского поселения Чаплыгинского района. Исходя из формы названия среднего рода можно предположить, что селение некогда было селом, в котором построили Воскресенскую церковь. Жители села Воскресенское, длинными, зимними вечерами, занимались валкой сапог из овечьей шерсти, их изделия пользовались спросом у населения. Валенки получались мягкие и теплые и у каждого заказчика были свои вальщики сапог и только у них делали свои заказы жители села. Потом статус села вновь изменился на деревню.


        Деревня Никольское относилась к Нарышкинскому приходу и находилась в трех верстах от села Нарышкино. Известно, что во второй половине 19 века, в этой деревне было 73 двора, находилась школа, основанная госпожой Семеновой.


        Деревня Щербинино раньше называлась Щербина и относилась к Нарышкинскому приходу, находилась в семи верстах от села Нарышкино, где в 1873 году было 37 дворов.

Дата изменения: 01.08.2019 12:44